Четверть всего финансирования в рамках государственной программы вооружений на 2020 год приходится на сухопутные войска. Это позволит, по мнению заместителя министра обороны России Алексей Криворучко, не только модернизировать уже существующие образцы бронетанковой техники, но и создавать новые.
Что касается боевых машин пехоты (БМП), то в России сейчас разрабатываются сразу четыре типа: Т-15 «Барбарис» на универсальной тяжелой гусеничной платформе «Армата», БМП Б-11 на средней гусеничной платформе «Курганец-25», БМП на перспективной колёсной платформе средней весовой категории «Бумеранг» и арктический «Рыцарь» - БМП пятого поколения, которая должна стать основным боевым средством действующих в Арктике общевойсковых соединений.
В настоящее время эту функцию выполняют «мотолыги». Так на армейском жаргоне называют МТ-ЛБ (многоцелевые транспортеры - тягачи легкие бронированные). Машины феноменальны по таким характеристикам, как надежность и проходимость, но, к сожалению, не отвечающие современным требованиям по защищенности и огневой мощи. Это не удивительно, если учесть, что они начали эксплуатироваться в Советской Армии еще в 1964 году.
Бесспорно, для Арктики нужна машина, что называется, «заточенная» под местные условия. И здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.
С одной стороны, общие требования для БМП и тенденция в их разработке – современные средства поражения противника, усиленное бронирование, активные системы защиты и мощные двигатели, что неизбежно приводит к увеличению массы, а иногда и габаритов машины.
С другой стороны, Арктика диктует для БМП свои требования. В полярных условиях между военными базами и населенными пунктами большие расстояния. По этой причине боевые машины должны стать автономными «домами на гусеницах» с просторным комфортным и теплым десантным отделением.
Что касается вооружения, то оно нынче компонуется в боевые модули. И выбор модуля может быть любым, в зависимости от потребностей. Но, как считают некоторые эксперты, в условиях Арктики мощные средства поражения едва ли найдут достойную цель. Вызов нашей армии, по их мнению, здесь в первую очередь бросают не столько силы противника, сколько местные суровые условия и способность выживать в полярной ночи.
Поэтому в арктической боевой технике такое большое внимание уделяется двигателям и ходовой части. В чем проблема?
В поршневых бензиновых и дизельных двигателях при температурах ниже минус 10 градусов начинают замерзать расходные жидкости. Если при минус 35 градусов поршневой двигатель со стоном, но заводится, при минус 40 начинаются проблемы, то при минус 50 градусов отказывают все системы.
Чтобы такого не случилось, можно воспользоваться распространенной на Севере практикой – не глушить двигатель. По крайней мере, вне боевого применения. Но посчитаем затраты. Например, БМП-2 за час съедает 30 литров горючего, ее топливных баков хватит на 15 часов беспрерывной работы. Это дополнительные нагрузка и затраты на армейскую логистику при растянутых северных линиях снабжения. Любая вражеская диверсия, задержка подвоза топлива на четыре-пять часов – и большая часть техники встанет, остынет и уже не заведется. Кроме того, работающие двигатели – демаскирующий фактор. Боевые соединения должны быть максимально автономны и приспособлены к климатическим условиям. А техника должна работать всегда надежно.
Чтобы 20-тонный «Рыцарь», имеющий боевой модуль с 57-мм орудием, противотанковым ракетным комплексом, усиленной броней и активной защитой, мог достойно выполнять возложенную на него миссию в Арктике, на нем установили 400-сильный газотурбинный двигатель (ГТД) и электротрансмиссию.
Прежде всего, отметим вот какую особенность ГТД: он – всеяден. Может работать на любом топливе, поддающемся измельчению в порошок или эмульсию, даже на угле, не говоря уже о дизеле, природном газе или мазуте. При растянутых линиях снабжения в Арктике возможность заправить БМП из бочки на полярной метеостанции дорогого стоит.
Как работает ГТД в содружестве с электротрансмиссией? В ГТД продукты сгорания топлива вращают не поршень, а турбину, что увеличивает мощность и снижает шумность и вибрацию. Усилие от двигателя передается не напрямую на гусеницы, а в генератор, который приводит в действие электродвигатели, вращающие ведущие колеса БМП.
На первый взгляд может показаться, что такая накрученная система запуска двигателя снижает его коэффициент полезного действия (что правда) и в обычных условиях не очень-то оправдана. Но давайте не забывать об Арктике. Минус 60 – это испытание для любых механизмов, но ГТД пройдет его с большим успехом благодаря конструктивным особенностям. Дело в том, что его подшипники качения легче приходят в движение в загустевшем от мороза масле, нежели подшипники скольжения. Плюс к этому в «Рыцаре» двигателю не придется проворачивать всю трансмиссию просто потому, что она электрическая. Кстати, это позволит экономить топливо. К тому же она проста и надежна, хотя и дороже традиционной трансмиссии.
Кстати, газотурбинными двигателями оснащаются отечественные танки Т-80 и американские "Абрамсы". Однако для БМП они не подходят, поскольку машина пехоты должна быть легче и меньше, в ней нельзя выделить много места под двигатель и трансмиссию.
У ГТД для арктических «Рыцарей» есть не только сторонники, но и противники. Они считают, что ГТД достаточно сложны в обслуживании. Они стоят дороже дизельных, требуют большего расхода топлива, у них есть проблемы с увеличением мощности двигателя и его взрывопожаробезопасностью.
Как будут решаться эти проблемы, покажет время. По мнению экспертов, потребность российской Арктики в таких БМП оценивается примерно в 200 единиц.
Справочно: Техническое предложение по арктическому «Рыцарю» с ГТД и электротрансмиссией как «перспективной БМП пятого поколения» появилось в 2009 году. Работы вел «Курганмашзавод». В 2011 году БМП получила название "Рыцарь". Конструкторская документация была подготовлена в 2013 году. Двигатель для новой БМП создают на АО «Конструкторское опытное бюро моторостроения» (г.Калуга). ГТД прошел стендовые тесты, а осенью 2017 года - полевые испытания. По результатам испытаний осуществляется доводка изделия до требований заказчика. Официальной информации о начале серийного производства «Рыцарей» и сроках принятие на вооружение новой БМП пока нет.
Михаил Олейчик, журналист
Оставить сообщение: